Моя семья в истории края

Семья – самое дорогое в жизни каждого человека. Ведь только в семье человек может быть по- настоящему счастлив. Ведь ничего нет лучше улыбки мамы, сильных рук отца, нежного слова бабушки и заботы деда.
 Дома у нас много фотографий. Когда мы достаем фотографии, близкие рассказывают о прошлом. Как жили наши прадедушки и прабабушки, мои дедушки и бабушки, как они помогали строить наш город, создавая историю родного края. Моя сестра – Алтухова Александра обучаясь в школе начала исследовать историю нашей семьи, мы решили продолжить исследование.

       Какую роль сыграла моя семья в истории страны и Красноярского края? Мы считаем, данная тема всегда актуальна и будет оставаться таковой, пока на земле существуют близкие и любимые друг другу люди. Память стирает многое и очень трудно восстановить утраченное. Однако многочисленные переписки с родственниками, проживающими в различных уголках нашей страны, привели-таки к положительному результату. Я взглянул по-другому на все процессы, происходящее в истории, не в результате анализа художественной и научной литературы, а благодаря голосам моих предков.
 Семья Латышева Дмитрия Архиповича
Попов Виктор Степанович, Попова Зинаида Дмитриевна (урождённая Латышева),вверху - Степанида, на руках - Степан, внизу Мария , Анастасия. 1856г.

Латышев Дмитрий Архипович
В нашей семье бережно хранятся  воспоминания о предыдущих поколениях.
        В середине девятнадцатого века в село Красная речка Ачинского уезда енисейской губернии (что в 60 км от Боготола) был доставлен на вечное поселение мещанин Дмитрий Архипович Латышев, по рождению граф. Жил он в Петербурге, состоял на службе при дворе. За политические убеждения и выступления был разжалован в мещане, лишен всех привилегий. Единственное, что напоминало о его происхождении это то, что по этапу он не шел в кандалах, а ехал в экипаже, но с охраной. В деревне за ним и его потомками укоренилась кличка «помещики».
        Согласно справочным сведениям действительно Ссылка на житье, назначалась исключительно для высшего дво­рянства и чиновничества, ссыльные приписывались к мещанскому или крестьянскому обществу, но без получения соответствующих прав, не могли покидать место приписки в течение срока осужде­ния, находились под надзором полиции. С разрешения властей они могли заниматься промыслами, ремеслами и торговлей.(1)
        С 1822 года  село, и город Ачинск вошли  в состав  вновь образованной Енисейской губернии. (2) Так началась история жизни моих близких Латышевых в будущем Красноярском крае.
          Земли в Сибири много, Дмитрию Архиповичу  отвели земельный участок, то есть огород в 50 десятин у реки Чулым (потом это место стало центром села Красная речка). Он выстроил двухэтажный большой дом с флигелем, баней, сараями и прочим. Через 3 года к нему приехала его жена, Латышева Анна Андреевна с 3-х летней дочерью - Зинаидой Дмитриевной.
           В доме, который построил Дмитрий Архипович семья жила на втором этаже. Через село Красная речка с 1751 года проходил  Московский тракт.  В XIX веке  по нему   проходил путь ссылки политически ссыльных революционеров и политкатаржан из столичных, западноевропейских и южных малорусских областей Российской империи. На первом этаже дома было большое помещение с печью и кругом нары. Когда в село прибывали заключенные шедшие по этапу, в доме срочно топили печь, застилали соломой нары, топили большую баню (была еще маленькая — семейная). Большая баня стояла в конце огорода на берегу Чулыма. Хозяин принимал этап: колодников кормили, предоставляли возможность помыться, они отдыхали несколько дней, больным оказывали помощь. Затем этап шел дальше, а хозяин ждал следующих гостей. Принимал он только политических. Когда прибывали заключенные, Дмитрий Архипович нанимал человек 10 из числа жителей села в помощь. А так обходились сами, правда была в семье кухарка, она же экономка и няня. Женщина эта приехала вместе с хозяйкой Анной Андреевной в Сибирь.
           Была в лесу у Дмитрия Архиповича охотничья избушка, или, как в Сибири говорят - заимка. В исторических произведениях местных авторов есть упоминания об этой заимке. Ее так и называли - «Латышевская заимка». Из письма бабушки - Алтуховой Гертруды Васильевны (3) известно, что ходили слухи, на заимке  часто гостевал у Дмитрия Архиповича старец Федор. Тот самый святой праведный Фёдор Томский. (приложение 1)  Бывал он и в доме у Латышева, когда болел. Его лечили, за ним ухаживали, а потом он уходил. В источниках упоминается данный факт. (4) Жил он в староверческом скиту или на заимке. После смерти старца многочисленные паломники посещали его могилку и келью. Известно, что в 1891 году, во время своего пребывания в Томске, могилу старца посетил и будущий Император-мученик Николай Александрович. Это является еще одним (хотя и косвенным) подтверждением того, в чем уверены многие православные сибиряки — старец Феодор Кузьмич — никто иной, как бывший русский Царь Александр I Благословенный — победитель Наполеона. (5) Да и в народе ходили слухи, что старец этот - царь Александр Первый. Все может быть, тем более что такая версия распространена среди историков и имеет право на существование. Вероятно, Латышев отказался присягать царю Николаю, за что и был выслан.
          Анна Андреевна, жена Дмитрия Архиповича, женщина нежная, дворянка, не перенесла сибирской жизни и вскоре угасла. Прадед больше не женился. Через некоторое время после смерти жены сгорел дом, верно, говорят «беда одна в дом не входит». Причина пожара неизвестна, может, кто из зависти поджег (но его любили в селе и долго помнили) или колодники по неосторожности. И чтобы как-то пережить горе утраты любимой жены, стойко принявшей на себя все горести судьбы, он «ушел с головой» в работу. Увлекся идеей вырастить новый сорт пшеницы. Дом был отстроен, но одноэтажный, колодников больше не встречали. После смерти жены не долго прожил сам Дмитрий Архипович. Он простыл и умер, когда дочери Зиночке было 13 лет. Девочка осталась сиротой, с Петербургом связь не поддерживалась. Остались с Зиной престарелая няня и огромное хозяйство.
         Сельский сход назначил Зине опекуна, но хозяйство рушилось, и решили тогда выдать ее замуж, чтобы в доме был хозяин. В 15 лет, без любви, дочь графа выдали за бедного, но грамотного и красивого парня Виктора Степановича Попова (приложение 2) Грамотных на селе было мало. Да и сама Зиночка в школе не училась, ее дома учили, мама — графиня Латышева. Учила музыке, танцам, манерам. И все кончилось.
            Эта трагедия сильно повлияла на девушку. Прожила она с мужем долго, но не любила его, часто замыкалась в своей комнате и никого не хотела видеть. В семье Зинаиды было много детей: Анастасия, Мария, Степанида, Степан, Семен, Августа, Анна, Александр. Саша был любимцем матери, но рос хилым, болезненным. Умер в 8 лет от кори. Зинаида Дмитриевна умерла в 54 года во время гражданской войны, в Сибири, от тифа. Отступали колчаковцы и занесли в село тиф. Исходя из источника было это в 1919 году. (6)
            Из детей в доме оставались Степанида и младшая Анна. Анне было 14 лет. Остальные выросли и разъехались. Вскоре погиб и Виктор Степанович. Его изрубили бандиты. От отряда Кравченко, командующего партизанской армией (7) отделилась группа Степки Косача (Карюкина).) Карюкин был односельчанином Виктора Степановича, который работал волостным писарем, а управляющим был Бабушкин. Карюкин потребовал от Бабушкина и Попова бумагу, удостоверяющую, что его отряд - самостоятельная партизанская единица. На самом деле они занимались грабежом и мародерством. Карюкину отказали. Он пригрозил, что пожалеют «волостные крысы» еще об этом. Однажды банда Карюкина налетела на село, расправились они с путевым обходчиком на разъезде за то, что тот не остановил проходящий пассажирский поезд. Они избили 7 человек из семьи обходчика. Потом поехали расправляться с Бабушкиным и Поповым. Среди ночи, раздетых и безоружных, вывели их на Чулым. Бандиты были вооружены саблями. Прадеду было 62 года, но он был очень сильным мужчиной, руками разгибал подкову. Среди этой схватки Максимов (зять Попова) сумел сбежать, получив ранение в плечо. Была ночь, он был в белом белье, но все же как-то отполз. Добежал до дома, запряг тройку лошадей, посадил семью и уехал в Ачинск, затем поездом в Забайкалье. А Бабушкина и Попова изрубили. Карюкин Степан Иванович  позже был арестован и расстрелян (8)
           Пришла советская власть. Анна Викторовна закончила Мариинское педучилище и работала в селе учителем начальных классов. Затем вышла замуж за Качалова Василия Феоктистовича. Василий Феоктистович получил хорошее образование по тем временам, закончив Красноярскую Духовную семинарию, но в Бога не верил, духовным лицом не стал, своих детей не крестил.

 Алтухова Арина Никитична и Алтухов Александр Васильевич
Второго моего дедушку звали Алтухов Александр Васильевич. Родился в 1926 году в селе Вороново Томской области, в семье лесника - Алтухова Василия Михайловича. Рос без отца, так как его арестовали в 1937 году, и больше он не вернулся. Арестовали и жену - Арину Никитичну, но по дороге милиционер отпустил ее, сказав: «Какой же это враг народа, неграмотная женщина с 4 детьми на руках?» За что арестовали, куда пропал прадед так никто и не узнал, на все письменные запросы ответа, увы, не последовало. По слухам дошло, что он не дал рубить мачтовый сосняк приехавшим из области чинам. Встал с ружьем на защиту леса. Приехавшим чинам, была отведена совсем другая деляна.
В селе к семье Василия Михайловича односельчане относились с уважением, но на работу Арину Никитичну не брали (жена врага народа), так и жила она одна со своими четырьмя детьми, младшему из которых было два года, старшему 13 лет. Жили так бедно, что дети не могли учиться, не в чем было ходить в школу.
Началась Великая Отечественная война. Старшего сына Михаила забрали в армию. Воевал под Москвой. Погиб в 1941 году. Ему тогда не исполнилось еще 18 лет. 25 сентября 1943 года второму сыну Арины Никитичны исполнилось 17 лет, а 15 октября она проводила его в армию. Учебу он проходил в г.Бердске под Новосибирском. Это был мой дед Саша.
Много слез пролила прабабушка Арина Никитична. Потеряв мужа, сына, боялась потерять своего Шурочку, так она ласково его называла. Ходила к нему несколько раз в Бердск.. В сильные морозы, шла пешком от Вороново до станции Болотной. Транспорта тогда не было. Ночевала в деревнях, кто пустит. Несла продуктов сыну в мешке, сама к ним не прикасалась. Так проходила 180 км, а потом ехала на товарняке. Позже семья переехала в Боготол.
В январе Александра направили на фронт, было дедушке тогда 17 лет и 3 месяца. Воевал Александр Васильевич на 1 Белорусском фронте под командованием маршала Рокоссовского. В январе 1945 года был тяжело ранен в грудь. Пулеметная очередь прошила его насквозь. День Победы он встретил в госпитале. Из их села вместе с Александром Васильевичем уходила 19 парней, а вернулись всего 3. В доме бабушки Арины не было, наверное праздника веселее, чем встреча Александра.
После госпиталя дед вернулся в армию, в оккупационные войска. Служил в Германии, в городе Нойштрельц. Был заведующим оружейных мастерских, хотя был в гвардии всего старшим сержантом. Знаком был с М.Т.Калашниковым, автомат которого славится до сих пор в войсках всего мира. Первые автоматы сержант (в то время) Калашников делал в мастерской, где служил мой дедушка. Все деревянные детали автомату делал мой дед на токарном станке, вместе с Калашниковым М.Т. пристреливали оружие. (приложение 3)
После войны, в 1981 году, Калашников и Алтухов списались. Дедушка любил рассказывать про несвершившуюся охоту с Калашниковым М.Т., приговаривая: «Кто знал, что таким человеком известным станет», и был рад личному знакомству с ним. Ездил дедушка и в Москву к самому Косыгину, так как ему не разрешили купить списанную в железнодорожной больнице машину, на которой дед проработал 16 лет. У Александра Васильевича были награды: 3 боевые, одна из них за взятие Варшавы, одна за форсирование Немана, но их утеряли. В то время их не ценили. Потом было много наград: юбилейных, трудовых. Сейчас они хранятся у наших родственников, часть в музее в городе Боготоле.
             Познакомившись с жизнью близких мне людей, было выявлено, что члены моей семьи в 19 веке помогали ссыльным, проходящим по этапу облегчая их тяжёлую участь. Сумели не только обжиться на новых местах, но и превратить свои хозяйства в зажи­точные. Удивительным образом пересекались судьбы близких мне людей  с такими известными в истории личностями, как святой праведный Фёдор Томский и Калашников Михаил Тимофеевич. Гражданская война так же не обощла стороной моих предков. Мои близкие защищали ресурсы нашего края ценою собственной жизни, не пожалели сил и в годы Великой Отечественной войны. Сегодня наш край – один из самых высоко экономически развитых перспективных регионов. Я имею замечательную семью. А ведь  всего этого могло бы и не быть, если бы в прошлом что - то поменялось. Ведь семья это не только мы – здесь и сейчас, это память, связывающая всех, историю многих поколений!

 Алтухов Михаил 8А класс